Экспертизу проходит:

Законопроект О ликвидации экологического ущерба Перейти к законопроекту »


Авторизуйтесь

  • 0 0 Выложен текст законопроекта "О ликвидации экологического ущерба"
    27.10.2014

    Федеральный закон О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде и ликвидации прошлого экологического ущерба

    Статья 1

    Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 27, ст. 3213; 2008, № 26, ст. 3012; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 11, ст. 1261; № 52, ст. 6450; 2011, № 1, ст. 54; № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590; ст. 4591; ст. 4596; № 48, ст. 6732; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 11, ст. 1164) следующие изменения:

    1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:

    ««прошлый экологический ущерб -  негативные изменения качества окружающей среды, вызванные загрязнением окружающей среды, утратой и истощением компонентов природной среды, возникшие в результате прошлой экономической и иной деятельности, которая осуществлялись в период времени, когда такие последствия не оценивались как способные нанести вред окружающей среде исходя из имеющегося в тот период времени уровня научных и технических знаний, или  если на момент осуществления такой деятельности отсутствовали требования природоохранного законодательства по запрету или ограничению негативного воздействия на окружающую среду в результате такой деятельности;

    объекты прошлого экологического ущерба - территории и акватории с наличием прошлого экологического ущерба, компоненты природной среды, на которых выявлен прошлый экологический ущерб, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, за исключением пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, захоронения радиоактивных отходов, являющихся источником возникновения прошлого экологического ущерба для окружающей среды;

    ликвидация прошлого экологического ущерба - действия по восстановлению, реабилитации окружающей среды, восстановлению или замене компонентов природной среды, ликвидации источников прошлого экологического ущерба до возвращения состояния окружающей среды в устойчивое состояние, при котором  обеспечивается стабильность в долгосрочной перспективе функционирования природных и природно-антропогенных объектов в состояние, пригодное для планируемого вида деятельности;»;

    2) статью 5 дополнить абзацами следующего содержания:

    «установление порядка утверждения проектов рекультивации земель, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проектов равноценных работ по охране окружающей среды и требований к их составу и содержанию;

    утверждение проектов рекультивации земель, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проектов равноценных работ по охране окружающей среды в случаях, когда вред окружающей среде причинен в пределах земель, находящихся в федеральной собственности и (или) находящихся на территории двух и более субъектов Российской Федерации, или водным объектам, находящимся в федеральной собственности;

    установление порядка ведения государственного реестра объектов прошлого экологического ущерба и его содержания;

    установление порядка проведения инвентаризации, учета в государственном реестре объектов прошлого экологического ущерба и ранжирования объектов прошлого экологического ущерба;

    ведение государственного реестра объектов прошлого экологического ущерба, находящихся в федеральной собственности или расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, объектов прошлого экологического ущерба, расположенных на территориях или акваториях, используемых на праве собственности или ином законном праве юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

    организация работ по ликвидации прошлого экологического ущерба на объектах прошлого экологического ущерба, находящихся в федеральной собственности или расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности;»;

    3) статью 6 дополнить абзацами следующего содержания:

    «ведение государственного реестра объектов прошлого экологического ущерба, за исключением объектов прошлого экологического ущерба, включение которых в государственный реестр объектов прошлого экологического ущерба предусмотрено статьей 5 настоящего закона;

    утверждение проектов рекультивации земель, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проектов равноценных работ по охране окружающей среды в случаях, когда вред окружающей среде причинен в пределах земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, или водным объектам, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации;

    организация работ по ликвидации прошлого экологического ущерба на объектах прошлого экологического ущерба на объектах прошлой экономической деятельности, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, или расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге;»;

    4) в статье 7:

    а) пункт 1 дополнить абзацами следующего содержания:

    «организация работ по ликвидации прошлого экологического ущерба на объектах прошлого экологического ущерба, находящихся в собственности городских, сельских поселений или расположенных на землях, находящихся в собственности городских, сельских поселений;

    утверждение проектов рекультивации земель, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проектов равноценных работ по охране окружающей среды в случаях, когда вред окружающей среде причинен в пределах земель, расположенных на территории городских, сельских поселений и находящихся в муниципальной или частной собственности, или водным объектам, находящимся в собственности городских, сельских поселений;»;

    б) пункт 2 дополнить абзацами следующего содержания:

    «организация работ по ликвидации прошлого экологического ущерба на объектах прошлого экологического ущерба, находящихся в собственности муниципального района или расположенных  на землях, находящихся в собственности муниципального района и в пределах земель муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена;

    утверждение проектов рекультивации земель, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проектов равноценных работ по охране окружающей среды в случаях, когда вред окружающей среде причинен в пределах земель, расположенных на территории муниципального района и межселенных территориях и находящихся  в муниципальной или частной собственности, или водным объектам, находящимся в собственности муниципального района, а также в случаях, когда вред окружающей среде причинен в пределах земель муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена.»;

    в) пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания:

    «организация работ по ликвидации прошлого экологического ущерба на объектах прошлого экологического ущерба, находящихся в собственности городского округа или расположенных на землях, находящихся в собственности городского округа и в пределах земель городского округа, государственная собственность на которые не разграничена;

    утверждение проектов рекультивации земель, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проектов равноценных работ по охране окружающей среды в случаях, когда вред окружающей среде причинен в пределах земель, расположенных на территории городского округа и находящихся в муниципальной или частной собственности, или водным объектам, находящимся в собственности городского округа, а также в случаях, когда вред окружающей среде причинен в пределах земель городского округа, государственная собственность на которые не разграничена.»;

    5) статью 77 изложить в следующей редакции:

    «Статья 77. Возмещение вреда окружающей среде

    1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде (далее - причинители вреда), обязаны возместить его в полном объеме.

    2.Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе вред окружающей среде, не компенсируемый предупредительными и восстановительными природоохранными мероприятиями, которые предусмотрены в утвержденной в установленном порядке проектной документации на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, обязаны возместить его в полном объеме с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, в соответствии с законодательством.

    Снижение размеров вреда окружающей среде при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    2. Возмещение вреда окружающей среде осуществляется в целях восстановления нарушенных свойств и характеристик окружающей среды в натуральной форме посредством проведения работ по рекультивации земель, работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, а также посредством проведения равноценных работ по охране окружающей среды при технической невозможности проведения работ по рекультивации земель или работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в установленных федеральным законом случаях, либо, если вред окружающей среде не возмещен в натуральной форме, вред  окружающей среды взыскивается в стоимостном выражении.

    3. Возмещение вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с проектами рекультивации земель, проектами восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проектами равноценных работ по охране окружающей среды, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Рекультивация земель, восстановление нарушенного состояния окружающей среды проводятся с целью восстановления нарушенных свойств и характеристик окружающей среды.

    4. К случаям технической невозможности проведения работ по рекультивации земель, работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (далее - техническая невозможность проведения работ) относятся:

    загрязнение атмосферного воздуха;

    загрязнение подземных вод в масштабах, приводящих к нанесению вреда водным объектам;

    безвозвратное изъятие поверхностных и подземных вод;

    безвозвратное уничтожение объектов животного и растительного мира и (или) мест их обитания.

    5. Порядок установления случаев технической невозможности проведения работ определяется Правительством Российской Федерации.

    В случае технической невозможности проведения работ проводятся равноценные работы по охране окружающей среды, которые включают в себя природоохранные мероприятия.

    Критерии  равноценных работ по охране окружающей среды, которые проводятся в случае технической невозможности проведения работ, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    6. Проекты рекультивации земель, проекты восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проекты равноценных работ по охране окружающей среды утверждаются органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Требования к составу и содержанию проектов рекультивации земель, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проектов равноценных работ по охране окружающей среды, а также порядок утверждения таких проектов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    7. В случае, если причинитель вреда окружающей среде отказался от  возмещения вреда в натуральной форме, вред окружающей среде может быть возмещен добровольно в стоимостном выражении.

    В случае отказа от возмещения вреда окружающей среде добровольно в стоимостном выражении, возмещение вреда окружающей среде в стоимостном выражении осуществляется по решению суда.

    Добровольное возмещение вреда окружающей среде в стоимостном выражении осуществляется в срок, не превышающий 30 дней со дня предъявления причинителю вреда требования о добровольном возмещении вреда окружающей среде, рассчитанного  в стоимостном выражении.

    8. Вред окружающей среде в стоимостном выражении исчисляется по таксам и методикам. 

    Таксы и методики утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    9. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, в бюджет которого зачислены денежные средства, направленные добровольно по возмещению вреда окружающей среде или по искам о возмещении вреда окружающей среде в стоимостном выражении, в течение календарного года, следующего за годом зачисления этих денежных средств, организует проведение работ по рекультивации земель, работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектами рекультивации земель, проектами восстановления  нарушенного состояния окружающей среды, а в случае технической невозможности проведения работ – проведение равноценных работ по охране окружающей среды в соответствии с проектами равноценных работ по охране окружающей среды.

    В случае, если проведение работ по рекультивации земель, работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды или равноценных работ по охране окружающей среды по месту причинения вреда окружающей среде невозможно, проводятся равноценные работы по охране окружающей среды на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в бюджеты которых зачислены денежные средства,  направленные добровольно по возмещению вреда окружающей среде или по искам о возмещении вреда окружающей среде в стоимостном выражении.

    Требования к организации органами государственной власти или органами местного самоуправления проведения работ по рекультивации земель, работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды и  равноценных работ по охране окружающей среды определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.

    10. Органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по проведению работ по рекультивации земель, работ по восстановлению  нарушенного состояния окружающей среды и равноценных работ по охране окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    11. Срок утверждения проектов рекультивации земель, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проектов равноценных работ по охране окружающей среды определяется сложностью работ, но не должен превышать трех месяцев с момента их поступления на утверждение в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    12. Отказом в утверждении проектов рекультивации земель, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды, и проектов равноценных работ по охране окружающей среды является несоответствие требованиям к составу, содержанию проектов рекультивации земель, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проектов равноценных работ по охране окружающей среды.

    13. После устранения причин отказа, указанных в пункте 12 настоящей статьи, проекты рекультивации земель, проекты восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проекты равноценных работ по охране окружающей среды представляются на повторное утверждение.

    Отказ в утверждении проектов рекультивации земель, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проектов равноценных работ по охране окружающей среды может быть оспорен в судебном порядке.

    14. В случае возмещения вреда окружающей среде путем восстановления нарушенных свойств и характеристик окружающей среды посредством проведения работ по рекультивации земель, работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды либо путем проведения равноценных работ по охране окружающей среды, причиненный окружающей среде вред считается возмещенным при наличии акта о приемке работ по рекультивации земель, работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды или равноценных работ по охране окружающей среды (далее – акт о приемке работ), подписанный в установленном порядке.

    Акт о приемке работ подписывается уполномоченным должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего проект рекультивации земель, проект восстановления нарушенного состояния окружающей среды либо проект равноценных работ по охране окружающей среды.

    15. Срок приемки работ по рекультивации земель,  работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, равноценных работ по охране окружающей среды осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления не должен превышать 30 дней с даты поступления письменного извещения от юридического (физического) лица, выполнившего такие работы.

    При выявлении несоответствия или недостатков выполнения работ по рекультивации земель, работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды либо равноценных работ по охране окружающей среды утвержденным проектам таких работ, включая недостижение установленных в таких проектах показателей, составляется акт о проведении доработки работ по рекультивации земель, работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды либо равноценных работ по охране окружающей среды (далее – акт о доработке), в котором указываются недостатки и устанавливаются сроки их устранения. Акт о доработке подписывается уполномоченным должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего проект рекультивации земель, проект восстановления нарушенного состояния окружающей среды или проект равноценных работ по охране окружающей среды.

    При установлении соответствия выполненных работ утвержденному проекту рекультивации земель, проекту восстановления нарушенного состояния окружающей среды или проекту равноценных работ по охране окружающей среды и (или) устранении недостатков в соответствии с актом о доработке подписывается акт о приемке работ.

    Отказ в подписании уполномоченным должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего проект рекультивации земель, проект восстановления нарушенного состояния окружающей среды или проект равноценных работ по охране окружающей среды, акта о приемке работ может быть оспорен в судебном порядке.

    Порядок приемки работ по рекультивации земель, работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды или равноценных работ по охране окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.».

    6) статью 78 признать утратившей силу.

    7) дополнить Главой XIV1 следующего содержания «Глава XIV1 Ликвидация прошлого экологического вреда»

     ««Статья 80  Порядок проведения инвентаризации, учета и ранжирования прошлого экологического ущерба

    1. Инвентаризация объектов прошлого экологического ущерба проводится в целях выявления и установления наличия прошлого экологического ущерба.

    2. Инициаторами инвентаризации прошлого экологического ущерба могут быть:

    - органы местного самоуправления;

    - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные высшие исполнительные органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля.

    3. Инвентаризация включает проведение первичного обследования, установление возможных причин возникновения прошлого экологического ущерба, установление прав собственности, ответственности за возникновение прошлого экологического ущерба, оценку и анализ влияния прошлого экологического ущерба на окружающую среду и на обеспечение экологической безопасности.

    4. Учет объектов прошлого экологического ущерба в государственном реестре объектов прошлого экологического ущерба осуществляется по результатам инвентаризации объектов прошлого экологического ущерба.

    5. Для обоснования приоритетности проведения работ по ликвидации прошлого экологического ущерба, включенных в государственный реестр объектов прошлого экологического ущерба, и разработки обоснованных неотложных мер проводится ранжирование объектов прошлого экологического ущерба в целях сопоставления характера, размера и тяжести различных объектов прошлого экологического ущерба, а также с учетом необходимости обеспечения экологической безопасности.

    6. При проведении ранжирования объектов прошлого экологического ущерба учитываются:

    1) уровни и (или) объемы или массы, а также классы загрязняющих веществ;

    2) площади территорий, на которых расположен объект прошлого экологического ущерба, включая категорию земель и целевое использование земельного участка;

    3) уровни и объемы негативного воздействия на окружающую среду, в том способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты окружающей среды, вероятность загрязнения водных объектов, являющихся источниками водозабора, возможность возникновения рисков, связанных с обеспечением экологической безопасности;

    4) наличие на объектах прошлого экологического ущерба опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация.

    5) Порядок проведения инвентаризации, учета в государственном реестре объектов прошлого экологического ущерба и ранжирования объектов прошлого экологического ущерба устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Статья 801 Государственный реестр объектов прошлого экологического ущерба

    1. В государственном реестре объектов прошлого экологического ущерба систематизируются сведения о результатах инвентаризации и ранжировании объектов прошлого экологического ущерба, сведения о планируемых работах по ликвидации прошлого экологического ущерба, сведения об утвержденных хозяйствующими субъектами программах поэтапной ликвидации прошлого экологического ущерба, а также сведения о  проводимых работах и завершении таких работ.

    2. Ведение государственного реестра объектов прошлого экологического ущерба осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в соответствии со своей компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    3. Включение объекта прошлого экологического ущерба в государственный реестр объектов прошлой экономической деятельности осуществляется по представлению:

     - органов местного самоуправления;

    - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля.

    4. Юридические и физические лица имеют право подачи заявления о включении объекта прошлого экологического ущерба в государственный реестр объектов прошлой экономической деятельности в случае, если прошлый экологический ущерб выявлен самостоятельно юридическим и физическим лицом на территории или акватории, используемой им на праве собственности или ином законном праве, когда объект прошлого экологического ущерба был включен с состав имущественного комплекса при переходе права собственности, в том числе при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации.

    5. Сведения об объектах прошлого экологического ущерба включаются в государственный реестр объектов прошлого экологического ущерба в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения органами местного самоуправления, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля инвентаризации объектов прошлого экологического ущерба или с даты подачи по инициативе юридических и физических лиц заявления в случае, если прошлый экологический ущерб выявлен самостоятельно юридическим и физическим лицом на территории или акватории, используемой им на праве собственности или ином законном праве.

    6. Сведения государственного реестра объектов прошлого экологического ущерба носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

    Сведения государственного реестра объектов прошлого экологического ущерба носят общедоступный характер и предоставляются бесплатно по запросу.

    Предоставление сведений из государственного реестра объектов прошлого экологического ущерба осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    7. Территории с наличием объектов прошлого экологического ущерба относятся к зонам с особым использованием территорий и учитываются в документах территориального планирования в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

    Статья 802 Порядок ликвидации прошлого экологического ущерба

    1. Ликвидация прошлого экологического ущерба осуществляется на объектах прошлого экологического ущерба, учтенных в государственном реестре объектов прошлого экологического ущерба.

    2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, и органы местного самоуправления осуществляют организацию работ по ликвидации прошлого экологического ущерба в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    3. Организация работ по ликвидации прошлого экологического ущерба включает, в том числе организацию работ по проведению необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, организацию разработки проекта работ по ликвидации прошлого экологического ущерба и его утверждение.

    2. Организация работ по ликвидации прошлого экологического ущерба осуществляется посредством проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    3. При наличии в проекте работ по ликвидации прошлого экологического ущерба работ по рекультивации земель, работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, проекты рекультивации земель и проекты восстановления нарушенного состояния окружающей среды разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном статьей 77 настоящего Закона.

    4. Консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться субсидии из федерального бюджета на проведение работ по ликвидации прошлого экологического ущерба.

    Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение работ по ликвидации прошлого экологического ущерба и порядок оценки эффективности использования субсидий устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Статья 803 Объекты прошлого экологического ущерба, расположенные на территориях или акваториях, используемых на праве собственности или ином законном праве юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, вошедшие с состав имущественного комплекса при переходе права собственности, в том числе при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации

    1. Прошлый экологический ущерб на объектах прошлого экологического ущерба, расположенных на территориях или акваториях, используемых на праве собственности или ином законном праве юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее – промышленные площадки), вошедшие с состав имущественного комплекса при переходе права собственности, в том числе при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации, подлежит поэтапной ликвидации.

    2. Работы по ликвидации прошлого экологического ущерба на промышленных площадках осуществляется юридическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в собственности которых они находятся.

    3. Хозяйствующие субъекты обязаны разработать и утвердить программу поэтапной ликвидации прошлого экологического ущерба, если объект прошлого экологического ущерба учтен в государственном реестре объектов прошлого экологического ущерба.

    4. Ликвидация прошлого экологического ущерба на промышленных площадках осуществляется в соответствии программой поэтапной ликвидации прошлого экологического ущерба.

    Программа поэтапной ликвидации прошлого экологического ущерба направлена на систематическое снижение негативного воздействия на окружающую среду прошлого экологического ущерба и определяет перечень мероприятий по ликвидации прошлого экологического ущерба, в том числе, при необходимости,  разработку и внедрение новых технологий по ликвидации прошлого экологического ущерба,  сроки их выполнения, объем финансирования.

    Требования по разработке программы поэтапной ликвидации прошлого экологического ущерба должны включать в себя:

    1) целевые показатели, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ;

    2) перечень обязательных мероприятий по ликвидации прошлого экологического ущерба и сроки их проведения;

    При установлении значений целевых показателей предусматриваются этапы их достижения в ходе реализации программы поэтапной ликвидации прошлого экологического ущерба.

    Сроки проведения обязательных мероприятий программы поэтапной ликвидации прошлого экологического ущерба формируются с учетом необходимости их соответствия целевым показателям, отражающим результаты, достижение которых должно обеспечиваться хозяйствующим субъектов в ходе реализации таких мероприятий.

    Требования по разработке программы поэтапной ликвидации прошлого экологического ущерба определяется Правительством Российской Федерации.

    Программа поэтапной ликвидации прошлого экологического ущерба согласовывается в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральный органе исполнительной власти на осуществление государственного экологического контроля, в отношении иных объектов – в  уполномоченных высших исполнительных органах государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля.

    5. При осуществлении работ по рекультивации земель, работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в случае проведения работ по ликвидации прошлого экологического ущерба, проекты рекультивации земель и проекты восстановления нарушенного состояния окружающей среды разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном статьей 77 настоящего Закона.

    6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно представляют отчет о выполнении программы поэтапной ликвидации прошлого экологического ущерба в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные высшие исполнительные органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля, в соответствии с компетенцией.

    7. Государственная поддержка деятельности по ликвидации прошлого экологического ущерба может быть предоставлена юридическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям,  реализующим за счет собственных средств мероприятия по ликвидации прошлого экологического ущерба на промышленных площадках, в собственности которых они находятся.

    Государственная поддержка может осуществляться посредством:

    предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

    осуществления государственных расходов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    8. При переходе права собственности объекты прошлого экологического ущерба, расположенные на промышленной площадке, признаются неделимым целым в составе имущественного комплекса.».

    Статья 2

    Статью 32 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2222; 2009, № 1, ст. 17) изложить в следующей редакции:

    «Статья 32. Возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха

    Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

    Вред окружающей среде, причиненный загрязнением атмосферного воздуха, возмещается в порядке, установленном законодательством в области охраны окружающей среды.».

    Статья 3

    Дополнить пункт 2 статьи 263 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005; 2003, № 27, ст. 2709; 2005, № 1, ст. 17, ст. 25; 2006, № 1, ст. 10, № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3452; № 44, ст. 4537; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 21; № 13, ст. 1464; № 21, ст. 2455; № 30, ст. 3747, ст. 3805, ст. 3808; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3613, ст. 3616; № 48, ст. 5516; № 52, ст. 6236; 2009, № 48, ст. 5711; № 51, ст. 6163; 2010, № 15, ст. 1736; № 31, ст. 4160; № 41, ст. 5190; № 46, ст. 5918; № 47, ст. 6030, ст. 6031; № 49, ст. 6409; № 52, ст. 6984; 2011, № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4283; № 30, ст. 4572, 4590, 4594; № 48, ст. 6727, 6732; № 49, ст. 7039, 7042; 2012, № 10, ст. 1158, 1163; № 18, ст. 2126) подпунктами 82 - 84 следующего содержания:

    «82) ведение государственного реестра объектов прошлого экологического ущерба, включенных в государственный реестр объектов прошлого экологического ущерба, за исключением объектов прошлого экологического ущерба, находящихся в федеральной собственности или расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности;

    83) утверждение проектов рекультивации земель, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проектов равноценных работ по охране окружающей среды в случаях, когда вред окружающей среде причинен в пределах земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или водным объектам, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации;

    84) организация работ по ликвидации прошлого экологического ущерба на объектах прошлого экологического ущерба, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, или расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;».

    Статья 4

    Внести в Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст. 3822; 2005, № 1, ст. 17, 2006, № 23, ст. 2380; № 30, ст. 3296; № 31, ст. 3452; № 43, ст. 4412; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 21; № 21, ст. 2455; № 25, ст. 2977; № 46, ст. 5553; 2008, № 48, ст. 5517; № 52, ст. 6236; 2009, № 48, ст. 5733; № 52, ст. 6441; 2010, № 15, ст. 1736; № 49, ст. 6409; 2011, № 17, ст. 2310; № 29, ст. 4283; № 30, ст. 4572, 4590, 4591, 4595, 4594; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7039; № 50, ст. 7353; 2012, № 26, ст. 3444, 3446; № 29, ст. 3990) следующие изменения:

    1) часть 1 статьи 14 дополнить пунктами 181 и 182 следующего содержания:

    «181) организация работ по ликвидации прошлого экологического ущерба на объектах прошлого экологического ущерба,  находящихся в собственности поселений или расположенных на землях, находящихся в собственности поселений;

    182) утверждение проектов рекультивации земель, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проектов равноценных работ по охране окружающей среды в случаях, когда вред окружающей среде причинен в пределах земель, расположенных на территории поселений и находящихся в муниципальной или частной собственности, или водным объектам, находящимся в собственности поселений;»;

    2) часть 1 статьи 15 дополнить пунктами 141 и 142 следующего содержания:

    «141) организация работ по ликвидации прошлого экологического ущерба на объектах прошлого экологического ущерба, находящихся в собственности муниципального района или расположенных  на землях, находящихся в собственности муниципального района и в пределах земель муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена;

    142) утверждение проектов рекультивации земель, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проектов равноценных работ по охране окружающей среды в случаях, когда вред окружающей среде причинен в пределах земель, расположенных на территории муниципального района и межселенных территориях и находящихся  в муниципальной или частной собственности, или водным объектам, находящимся в собственности муниципального района, а также в случаях, когда вред окружающей среде причинен в пределах земель муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена;»;

    3) часть 1 статьи 16 дополнить пунктами 251 и 252 следующего содержания:

    «251) организация работ по ликвидации прошлого экологического ущерба на объектах прошлого экологического ущерба, находящихся в собственности городского округа или расположенных на землях, находящихся в собственности городского округа и в пределах земель городского округа, государственная собственность на которые не разграничена;

    252) утверждение проектов рекультивации земель, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проектов равноценных работ по охране окружающей среды в случаях, когда вред окружающей среде причинен в пределах земель, расположенных на территории городского округа и находящихся в муниципальной или частной собственности, или водным объектам, находящимся в собственности городского округа, а также в случаях, когда вред окружающей среде причинен в пределах земель городского округа, государственная собственность на которые не разграничена;».

    Статья 5

    Статью 69  Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2381) дополнить частью 3 следующего содержания:

    «3. Возмещение вреда, причиненного водным объектам, осуществляется в порядке, установленном законодательством в области охраны окружающей среды.».

    Статья 6

    Статью 100 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278) дополнить частью 3 следующего содержания:

    «3. Возмещение вреда, причиненного лесам, осуществляется в порядке, установленном законодательством в области охраны окружающей среды.».

    Статья 7

    Часть первую статьи 56 Федерального  закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 17,  ст. 1462) изложить в следующей редакции:

    «Вред, причиненный объектам животного мира и среде их обитания, возмещается в порядке, установленном законодательством в области охраны окружающей среды.».

    Статья 8

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

    Президент Российской Федерации 

    Оставьте свой коментарий

    Отправить